Керамическая плитка с узором: история Уильяма Морриса
- Кто такой Уильям Моррис?
- Кто такой Клубничный Воришка?
- Узоры: как выбрать?
- Керамогранит, который выглядит, как обои
Он первым назвал свою профессию словом «дизайнер» — до него оформлением интерьера занимались или художники и декораторы или строители и ремесленники. А еще он выглянул в окно в 1875 году, увидел, как птица ворует ягоды клубнику, и создал узор, который повлиял на то, как выглядит популярная керамическая плитка в 2023 году. Рассказываем историю Уильяма Морриса, чтобы разобраться, как работают рисунки в интерьерном дизайне на тканях, обоях и керамограните.
Кто такой Уильям Моррис?
Англичанин Уильям Моррис (24 марта 1834 — 3 октября 1896) сначала прославился, как поэт, художник, романист и переводчик (его писательские труды оказали большое влияние на Клайва Льюиса, автора фэнтезийного цикла «Нарния», а также на автора «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина) и только после — как дизайнер обоев и тканей. Он был не просто харизматичной личностью с собственным представлением о прекрасном, его начинания изменили многое не только на художественной сцене Британии, но и в мире. Например, идея возрождения традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства для защиты природы от последствий загрязнения дала начало современному движению «зеленых». Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней. Он также стал основателем британского Общества защиты древних зданий и издавал малотиражные книги с дизайнерскими переплетами и страницами, украшенными виньетками и рисунками по подобию старинных манускриптов.
Моррис с детства обожал средневековье — маленькому Уильяму даже делали специальные рыцарские доспехи по росту. А учеба в Оксфорде только подогрела его интерес к истории и архитектуре, к романтизму рыцарских времен и чувству общности, свойственной Англии докапиталистической эпохи. Важное влияние на Морриса оказали сочинения искусствоведа Джона Раскина, в которых говорилось о необходимости отказа от промышленного производства декоративного искусства в пользу ремесленного мастерства, поднятии ремесленников до статуса художников и создании доступных изделий ручной работы. Раскин поддерживал группу художников, которая называлась «прерафаэлитским братством» и появилась в Лондоне в 1848 году. Вместе с братством Моррис изучал историю, искусство и архитектуру, занимался живописью. Именно строя свой собственный дом, где он жил с женой и детьми, Уильям Моррис увлекся внутренним дизайном и оформлением пространства.
Интерьер “Красного дома” Уильяма Морриса. Источник: arthive
Принципы интерьерного дизайна Уильяма Морриса
-
Любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний. «Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?» — писал дизайнер. Красота в интерьере должна быть, по его мнению, осмысленной и индивидуальной, а не бездумно скопированной из каталога или купленной в магазине.
-
Красота прошлого. «Помимо желания создавать красивые вещи, основной страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации» — писал Моррис. Не обязательно разделять этот принцип, чтобы понимать: ретро и винтаж в тренде, в поисках красоты современные дизайнеры все чаще смотрят не в будущее, а в прошлое.
-
Отказ от лишнего. «Не держите в своих домах то, что вы не считаете полезным или прекрасным» — многие современные адепты расхламления и минималистичных стилей, таких, как ваби-саби, минималистик индастриал и джапанди, согласятся с Моррисом.
-
Красота — это дизайн. За свою жизнь Уильям Моррис создал более 600 рисунков для текстиля, обоев и вышивки, 150 проектов витражей, три шрифта в средневековом стиле, а также более 650 рамок и обрамлений для книг. Он самостоятельно осваивал все производственные процессы, связанные с производством материалов и декора, от вышивки до книгопечатания. Он последовательно отстаивал свою идею о том, что дизайн и производство предметов должны быть единым целым, продуманным процессом с единой эстетикой. Как утверждал один из его биографов, Дж. В. Маккейл, Моррис стал «производственником не потому, что хотел зарабатывать деньги, а потому, что хотел сам делать то, что он производил».
В 1861 году Уильям Моррис и его друзья создали компанию «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co»: сам Моррис сосредоточился на разработке рисунков обоев, и компания стала известной благодаря высокому качеству своих изделий. В 1875 году Моррис выкупил компанию и переименовал ее в «Morris & Co», занимаясь производством эксклюзивной мебели, керамики, декоративных тканей и вышивки. Компания расширилась, открыла магазины в Оксфорд-стрит и Манчестере, а также арендовала фабрику в Мертоне для производства витражей. В 1888 году Моррис возглавил движение «Искусство и ремесла», нацеленное на возрождение профессионального ручного труда. Со временем эстетика объединения стала популярной и в других странах, став источником развития стиля модерн.
Кто такой Клубничный Воришка?
В 1862 году Моррис создал свой первый дизайн для обоев, который получил название «Daisy» («Маргаритки»). Он не пользовался особенной популярностью, а вот дизайн «Trellis» («Решетки») «выстрелил». Вдохновили дизайнера розы на шпалерах в собственном саду, а вот фигурки птиц не удавались — их дорисовывал его компаньон Филипп Уэбб, архитектор Красного дома.
«Решетки»Уильяма Морриса. Источник: Google Arts&Culture
Зарисовав сцену, увиденную в саду — дрозды воруют клубнику — Моррис потратил 6 лет, чтобы превратить ее в один из самых тиражируемых на обоях, декоре и ткани узоров в мире. Дело было в сложной печати: в узоре впервые использовался метод вытравной печати, причем красные и желтые цвета были нанесены на основу из белого и синего, что считалось особенно сложным. Производство было защищено патентом. Получившимся обои были одним из самых дорогостоящих продуктов компании Морриса, но и самым любимым.
Даже компания H&M выпустила коллекцию, посвященную узорам Морриса
По иронии судьбы, сам Моррис всегда относился к обоям несколько двойственно. Он предпочитал вышитые драпировки и гобелены, но понимал, что они по карману не всем. С 1877 года обои продавались в новых выставочных залах компании на Оксфорд-стрит. Там они были выставлены вместе с другими продуктами, включая текстиль и мебель, чтобы показать, как можно комбинировать узоры компании Morris.
Пример интерьера с узорами Морриса в отреставрированном доме Эмери Уокера в Лондоне. Источник: theartsociety Фото: Paul Highnam
Работы Морриса вдохновили бесчисленное количество дизайнеров. Они очень узнаваемы и одновременно располагают к творчеству: стоит поработать с узором, поменять краски, заменить элементы, и эффект уже будет совершенно другим. Совершенно органичным образом с обоев и тканей эти паттерны «переехали» на керамогранит и плитку, чтобы поселиться уже не только в гостиных, но и в ванных комнатах, на кухнях.
Вариации узоров. Источник: thestrawberrythief
Узоры: как выбрать?
Сам Уильям Моррис часто повторял: «Что бы у вас ни было в комнатах, думайте в первую очередь о стенах!» В своем доме он устроил романтический «земной рай», поэтому и выбирал пышные и дикие растительные рисунки. Стоит помнить об основных правилах дизайна при помощи узоров:
-
Для начала, соберите коллекцию визуально приятных вам элементов: это могут быть не только образцы обоев из магазина, но и кадры из фильмов, фото из отпуска, картины. Понимание того, что вам действительно нравится, поможет определиться с цветовой гаммой, стилем и общим направлением поисков.
-
Выберите интенсивность. Яркие, контрастные рисунки хорошо работают в одних комнатах и плохо в других. Попробуйте сочетания разных узоров, они могут помочь исправить недостатки пространства. Если сомневаетесь, берите легкие, воздушные и еле заметные варианты.
-
Размер узора лучше выбирать под стать масштабу комнаты. Не слушайте тех, кто говорит, что для крупных рисунков нужны только просторные помещения, но обращайте внимание на то, как паттерны влияют на пространство: вертикальные элементы визуально вытягивают его вверх, а горизонтальные расширяют.
-
Для неровных стен выбирайте пестрые узоры, которые помогут скрыть недостатки.
-
Избегайте использования контрастных цветов, таких как черный, белый, и яркие комбинации (например, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый), в маленьких комнатах — это визуально сужает пространство, да и просто раздражает.
-
Чем сложнее цвета, тем приятнее они глазу. Но помните, что освещение в магазинах может отличаться от освещения в доме, а обои в рулоне могут выглядеть иначе на стене. Поэтому необходимо быть готовым к расхождению ожиданий и реальности при выборе обоев.
-
Поживите с рисунком. Не поленитесь собрать несколько образцов и подождите несколько дней. Отметьте, как меняются оттенки, как узор влияет на ваше настроение, как влияет на него погода и свет.
Керамогранит, который выглядит, как обои
Обои в ванной — оригинальная идея. Да, современные технологии позволяют уже не бояться влияния влажности на материал так сильно, как раньше, но объективно керамогранит все еще остается лучшим — с точки зрения гигиены и практичности — выбором. Так что если в санузле или на кухне вам не хватает ярких и сложных рисунков, не отметайте керамогранит. В современных коллекциях немало вариантов, основанных на ботанических рисунках, тропических мотивах и геометрических паттернах, которые раньше были характерны только для обоев на бумажной основе. Что в тренде узорного декора прямо сейчас?
Ретро
Ностальгические мотивы, будь то растительные узоры, вдохновленные работами Уильяма Морриса, или геометрия в стиле мид-сенчури с акцентом на сложных, приглушенных оттенках, в современном прочтении используются, как правило, акцентно, на кухонных фартуках, в душевых зонах. Растягивать узор на все помещение не стоит, чтобы не устать от него.
Тактильность
Текстурированная и трехмерная плитка, которую иногда называют тактильной плиткой, особенно популярна в 2023 году. Это простой способ добавить визуальный интерес и глубину в дизайн, даже используя ненавязчивые и едва заметные узоры. Делайте ставку на «совершенные несовершенства» фактуры материала.
Коллекция Кинцуги
Узор как искусство
Смелые цвета и узоры сейчас популярны во всех сферах дизайна дома, не обошел этот тренд и дизайн керамогранита. Декоративная плитка может превратить стену в произведение искусства. Узор может стать визуальным фокусом, если фон выбрать нейтральный.
Коллекция Copenhagen
Ботаника
Растительные узоры, как обычно, в тренде. В этот раз дизайнеры отдают предпочтение ретро стилям в духе Уильяма Морриса. Благодаря достижениям в области технологии струйной печати плитка может имитировать любой материал, встречающийся в природе, например, пышную зелень, цветущие вишневые деревья, прохладу океанов и так далее. Биофилия/биомимикрия превращает функциональные и скромные помещения в настоящие райские сады.
Мелкий и сложный цветочный рисунок. Источник: GARDENIA ORCHIDEA / CERAMICS OF ITALY MEMBER COMPANY / COVERINGS EXHIBITOR
Ар Деко
Праздничный и декоративный ар-деко на стенах кухонь и ванн обретает элегантность и сдержанность. Лучше использовать его элементы дозированно и аккуратно, следуя основным принципам современного прочтения: строгая симметрия, контрасты, металлические акценты, чистые линии, узнаваемые узоры вроде арок и вееров.
Золотые арки-чешуйки. Источник: Fired Earth
Перетекание узоров
Рисунки визуально объединяют пространство, переходя со стен на пол и потолок, из комнаты в комнату, из интерьера в экстерьер. Узоры при этом могут быть сколь угодно яркими или незаметными, суть в визуальном воздействии на наблюдателя.
Переход узора. Источник: Jeff Herr, James Stanley
Интерьерный максимализм
Это смелые цвета, дерзкие комбинации узоров и яркий декор. Плитка, текстиль, обои, интерьерные ткани — все поверхности покрыты рисунками в разном стиле. Чтобы не превратить дом в лавку старьевщика, постарайтесь все же найти общую тему, ритм, идею или цветовую гамму для всех паттернов: например, это может быть ботаника или геометрия, пастельные тона или сильный контраст.
Стенд Gucci на Salone del Mobile Milan 2019. Источник: Salone del Mobile
Керамика в духе Уильяма Морриса: что важно запомнить:
-
Работы дизайнера, художника и визионера второй половины XIX века никогда не выходили из моды, но сейчас выразительность его узоров, их ностальгический дух и изобретательный подход в тренде, как никогда. Именно поэтому рисунки, характерные для тканей и обоев появляются на керамограните все чаще: к счастью, современные технологии позволяют их отлично имитировать.
-
Если хотите сочетать узоры так, как это делал Моррис, черпайте вдохновение в дизайне его собственного дома и домов его друзей. В любом случае, керамика с эффектом обоев — не только отличный акцент, но и прекрасный способ покрыть и стилизовать сразу большую поверхность.
-
У керамики много преимуществ перед обоями: прочность, долговечность, гигиеничность. Выбирайте рисунок по принципу Уильяма Морриса: в доме не должно быть ничего, что не вызывало бы у вас приятных ассоциаций и воспоминаний. В тренде растительные узоры, старомодные паттерны и цвета, стиль ар деко и смелые сочетания.
Материал информационного характера и не является инструкцией. Пожалуйста, проконсультируйтесь со специалистами по ремонту