Ваш город
Санкт-Петербург
Ваш город — Санкт-Петербург ?
Нет, другой

История керамики

11 ноября 2015
5773 просмотра
Время на чтение: 4 минуты

Само слово «керамика» происходит от древнегреческого слова «глина». В широком смысле сейчас мы понимаем под этим словом все изделия из неорганических материалов, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В более узком смысле керамика — это глина, прошедшая обжиг.

Керамика, скорее всего, является первым искусственным материалом, созданным человеком. Предполагается, что керамика возникла при переходе человека от кочевого образа жизни к оседлому.

Самые древние черепки глиняной посуды, найденные археологами, датируются 20-19 веками до нашей эры. То есть уже за две тысячи лет до Рождества Христова люди активно пользовались керамической посудой.

Самые древние фигурки из обожженной глины - палеолетические Венеры Граветтской культуры — еще старше. Они датируются 29-25 тысячелетиями до нашей эры.

А вот нечто похожее на керамическую плитку, как вид отделки, возникает намного позже. Одним из самых известных памятников истории, где применяли керамическую плитку, считается вавилонский терракотовый горельеф с изображением Лилит. Терракота в переводе с итальянского означает обожженная земля, глина. Терракотой называли керамические неглазурованные изделия из цветной глины. Они сохранились в старом Вавилоне и датированы примерно 3-2 тысячелетием до нашей эры.

Древнейшее дошедшее до нас произведение архитектуры, отделанное глазурованной керамикой - знаменитые ворота богиниИштар, также из Вавилона.

Это восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Они построены в 575 году до н.э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Сейчас они отреставрированы и экспонируются в музее в Германии.

Однако это тоже еще не плитка, а декорированный рельефный глазурованный кирпич. На него нанесен очень толстый слой глазури, более 10 мм толщиной. Именно толщина слоя глазури и стала причиной такого поразительного долголетия.

А вид, похожий на современный, керамическая плитка приобрела к первому веку до нашей эры. В конце 8-9 веков в Египте, Ираке, Иране и Сирии появляется техника росписи керамики с люстром. Люстр, что в переводе с французского означает глянец, блеск, - это глазурь и пигменты для росписи керамики на основе серы, олова, свинца, оксидов серебра и меди. Люстр наносят поверх белой блестящей глазури. Люстровые краски –это органические лаки, содержащие различные красящие пигменты. При низкотемпературном отжиге органические вещества сгорают, а на поверхности глазури остается тончайшее метало-оксидное покрытие, обладающее высоким блеском. Температуру обжига подгоняли к температуре начала размягчения глазури для прочного сцепления с ней.

Яркий и хорошо сохранившийся до наших дней пример такой техники в строительстве –это облицовка зданий в Самарканде в эпоху тимуридов.

Наибольших успехов добились в этом мастера Древнего Ирана, которые к 10 веку н.э. стали практически монополистами в этой отрасли. С прибытием в Испанию в 8 веке н.э. мавров из Ирана начинается становление испанской школы керамической плитки. Эпоха мавров длилась в Испании до конца 15 века. За это время они успели выстроить несколько крупных памятников архитектуры: Большая мечеть в Кордове, башня Хиральда и Алькасар в Севилье, гренадские дворцы Альгамбра и Хенералифе.

За 7 столетий произошёл качественный скачок и в технологии, и в декоре. В 15 веке мавров и евреев практически вытеснили из Испании, а приносящее выгоду ремесло осталось и развивалось уже под покровительством католической церкви. И, таким образом, в Европе появилась самая старая школа керамической плитки с вековыми традициями.

Немного позже испанской школы появилась итальянскя школа керамической плитки. В 9-10 веке испанская плитка попала в Италию и местные мастера сразу же по достоинству оценили ее, как отделочный материал. Уже в начале 10 века в Италии появляются первые производства керамической плитки. Первое из них связано с именем флорентийского мастера Луки делла Роббиа. Его мастерские были расположены на острове Майорка, где добывали лучшую для производства керамической плитки глину. Основными заказчиками были католические церкви в Испании и в Италии. Плитка шла на отделку храмов, центральных площадей и поместий знати. Заслуга Луки делла Роббиа в том, что он первый стал использовать искусственные красители в глазури. Его ученики применили двойной обжиг при производстве майолики, чем значительно увеличили прочность своих изделий.

Затем было найдено месторождение глины в Тоскане. И там зародилось производство глазурованного фаянса. Город Фаэнцы стал центром производства керамики и сюда переехали ученики Луки делла Роббиа. И итальянская плитка начала завоевывать себе славу и первенство в керамической отрасли. В Фаэнце в начале прошлого века был открыт музей керамики.

В 15 веке в связи падением спроса в Италии образовывается «цех пяти городов», что-то вроде гильдии мастеров по производству плитки. Чтобы расширить спрос и круг потребителей, они решают отказаться от монополии церкви на заказы и сделать плитку более доступным материалом. Но из этой затеи ничего хорошего не получилось. Цену снизили, но за счет качества. Плитка стала невзрачной. Большого спроса на нее не дождались. Пришлось возвращаться к старым рецептам. И только уже в 17-18 веке, с развитием мануфактур и механизации производств, итальянская плитка становится популярной в Европе, а столицей керамического производства становится город Кастелли. А итальянская школа плитки становится второй в Европе по рангу и по старшинству после испанской.

Технологии современного производства в современном мире позволяют производить высококачественную плитку в любой точке мира. Глиняные карьеры есть практически в любой стране мира. Но Италия и Испания по-прежнему остаются законодателями моды в этой отрасли.

Автор: LASSELSBERGER Group

Материал информационного характера и не является инструкцией. Пожалуйста, проконсультируйтесь со специалистами по ремонту